Термин «гендер» в научную среду был введен в середине XX-го века работами Джона Мани и Роберта Столлера.
Важно имя исследовательницы Джоан Скотт, которая написала в 1968 году программную статью «Гендер — полезная категория исторического анализа». Благодаря Скотт гендерные исследования встретились с историей.
Джон Мани (1921−2006) — психолог и сексолог из США. Выдвинул теорию, что дети гендерно-нейтральны при рождении. Основываясь на этом предположении, провёл эксперимент по смене пола в младенческом возрасте у Дэйвида Реймера, за что критикуется современными исследователями.
Робер Столлер (1924−1991) — профессор психиатрии из США. В 1968 году издаёт книгу «Пол и гендер» ('Sex and Gender"), в которой разделяет принадлежность к полу гормонально и приписывание к категории гендера при рождении под влиянием окружающей среды. Также он отмечает, что именно это приписывание усваивается личностью и формирует устойчивые модели мужественности и женственности к двухлетнему возрасту.
В английском языке различие между «полом» и «гендером» выражается в словах sex — male/female, и gender, который будет таким, каким сам человек его определит.
Например, в медицинских анкетах, заполняемых в США, есть как всем нам известная графа «пол» (М/Ж), так и непривычная нам «Как вы определяете свой гендер?» с вариантами ответа — male/female/transsexual.
Для исследователей гендер — важная категория анализа (так же как раса и социальный статус), которая позволяет изучать иерархии в обществе и внутри каждого из гендеров.
Women’s studies — крайне важное направление в гендерной истории. Появление термина «гендерные исследования в истории» не значит, что особый женский опыт должен быть снова забыт.
Исторически сложилось, что женщины зачастую реализовывали себя в семье, поэтому для исследователя-генеалога и для тех, кто заинтересовался историей своей семьи, будет особенно интересно изучить, как жили их предки-женщины.
Существующие гендерные роли неразрывно связаны друг с другом — роль жены сосуществует с ролью мужа, а женщины — с мужчиной. В сообществе гендерных историков возникло такое направление, как история маскулинности. Изучение представлений о мужских ролях и их восприятии в прошлом стало актуально с 80-х годов XX-го века, когда возник запрос на пересмотр устоявшихся образов.
Взгляд на образ мужчины в прошлом позволяет лучше понять общие представления о том, кто такой отец, муж или воин. Образ «идеального мужчины» становился важной частью при построении семьи, где его роль определялась как решающая.
Исследователи маскулинности сталкиваются с литературой и законодательством самых разных лет — от месопотамских законов до современной рекламы, где культивируется определенный образ мужского поведения в семье.
Благодаря письмам XV века жены флорентийского торговца к своему сыну или письмам Льва Троцкого к своей жене мы получаем возможность анализировать представления о том, как мужчина воспринимал сам себя, какие эмоции он испытывал при общении с близкими, что считал своими обязанностями. Отвечая на эти вопросы, историки приходят к пониманию того, что включала в себя маскулинность.
Маскулинность является частью политики государств и церкви. При их детальном рассмотрении исследователи не только лучше понимают как мужчины осознают сами себя, но и как гендерные роли влияют на нашу жизнь.
Гендерная история обязана своим появлением женской истории или women’s studies, которые стали актуальны в западной Европе благодаря сексуальной революции, второй волне феминизма и студенческой революции 1968 года. В это время исследователи, но в основном исследовательницы, хотели сделать опыт женщин более заметным, поэтому и появилось направление, которое в переводе на русский звучало как «женская история».
Стремление сделать женский опыт видимым — до сих пор одна из целей феминистического движения, поэтому в современных гендерных исторических исследованиях существует консенсус о неотделимости феминизма и gender studies. Этот договор мотивирован несколькими причинами:
Интерес к истории ЛГБТК+ возник в конце 80-х – начале 90-х, когда сообщество ЛГБТК+ ощутило потребность получить репрезентацию своей истории, в частности для создания коллективной идентичности.
Исследование истории ЛГБТК+ позволяет понять, как существовали и функционировали иные, не общепринятые мужские и женские гендерные роли. Главный вопрос: имеют ли те, кого сотнями лет порицали и отвергали, собственную историю?
Историки смогли понять, что восприятие иной ориентации в разные эпохи было отлично от современного понимания.
Анализ институтов церкви и государства, а также общественного мнения позволил понять, что современные ЛГБТК+ идентичности возникли примерно в XIX веке. До этого люди воспринимали свою сексуальность совсем иначе.
Исследование личных и общественных восприятий привело к пониманию, что сексуальность, как и гендер, постоянно меняющийся во времени конструкт, и оба этих понятия неотделимы друг от друга. Восприятие своего желания влияет на роли, которые человек занимает в обществе. Люди прошлого создавали норму, противопоставляя себя «другим». Однополые отношения создавали «иной» гендер, и он воспринимался в обществе как нечто, выходящее за рамки нормы.
Страсть и желание — важные составляющие эмоциональной жизни человека. С конца 1980-х годов историки, изучая сексуальность, берут на вооружение гендерные исследования. Так полноценно возникает новое направление исследований — история сексуальности. Исходя из позиции, что сексуальные представления людей играют важную роль в истории, исследователи находят подтверждение этому во множестве сфер человеческой жизни — искусстве, политике, социальных институтах.
Вместе с определением своей сексуальности происходит обозначение гендерных ролей. Так, в обществе динамично менялось отношение к тому, какой должен быть секс в браке. В XIX веке табу на измену и восприятие секса как чего-то греховного заменяется молчаливым согласием со стороны мужа. В то же время в романах появляются образы крепких браков, где царит любовь и гармония, а сексуальная жизнь (особенно к XX веку, с возникновением романтических фильмов) становится нормой и начинает считаться нормой в браке.
Говоря о сексуальности в прошлом, мы открываем для себя новое поле для исследований — сексуальность в семье. Вопросы «как ваши предки познакомились друг с другом?», «почему захотели пожениться?», «как они любили?» позволяют лучше узнать, как была создана ваша семья. В частности, разбираясь в личных историях, исследователи сексуальности уделяют внимание важной связи эмоциональной составляющей сексуальности — как сексуальное желание в мировосприятии человека было связано с любовью и радостью. Погружаясь во внутренний мир человека, мы лучше понимаем его прошлое и повседневность.
Совокупность представлений о качествах, нормах поведения и черт характера, присущих женщинам. Обычно ряд таких черт в сочетании с представлениями о маскулинности составляют гендерный контракт, принятый в обществе.
Гендерный контракт — термин, разработанный в 90-е годы скандинавскими феминистками, для описания правил взаимодействия, обязанностей и отношений между женщинами и мужчинами. Гендерные контракты историчны, потому что меняются со временем, зависят от политической ситуации, культурных и социальных тенденций.
Например, в СССР еще в 1930-е годы складывался контракт работающей матери, который подразумевал исполнение женщинами ролей матери, работницы и жены как норму в патриархальной системе. В похожем виде, но с рядом изменений, он продолжил существовать вплоть до распада СССР.
Мы предлагаем пройтись по семи основным шагам генеалогического исследования, которые включают в себя
«Классическая» модель исследования в основном ориентирована на поиск всех предков, вне зависимости от их пола и гендера. Мы предлагаем обратиться к изучению родословной с помощью гендерной истории, уделяя внимание специфическим документам и индивидуальному опыту каждого человека.
Советы будут полезны всем исследователям: начинающим и профессионалам, на любом этапе поиска родных.